Размер шрифта:
А
А
А
Цвет:
А
А
А
Изображения
Все настройки

Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ формирования и использования средств дорожного фонда в 2020 – 2022 годы и истекшем периоде 2023 года"

В соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты Хабаровского края (далее – край) на 2023 год с контрольно-счетными органами муниципальных образований края проведено совместное экспертно-аналитическое мероприятие "Анализ формирования и использования средств дорожного фонда в 2020 – 2022 годах и истекшем периоде 2023 года" (далее – экспертное мероприятие).

Контрольно-счетной палатой края совместно с контрольно-счетными органами муниципальных образований края проведен анализ формирования и использования дорожного фонда края, а также 227 дорожных фондов муниципальных образований края.

В ходе мероприятия проведен анализ использования 38,5 млрд. рублей.

В проверяемом периоде кассовое исполнение по расходам средств дорожных фондов составило:

в 2020 году – 15 609 094,28 тыс. рублей, или 91,4 % утвержденных бюджетных ассинований;

в 2021 году – 9 641 094,17 тыс. рублей (88,2 %);

в 2022 году – 13 296 309,18 тыс. рублей (97,0 %).

Результаты экспертного мероприятия.

1. Анализ нормативных правовых актов края и муниципальных правовых актов в части формирования и использования средств дорожных фондов.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ), Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также – Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ) установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

При этом полномочия, в том числе в области дорожной деятельности, установленные частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003  № 131-ФЗ, частью 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.

Решение вопросов местного значения по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, установленных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003  № 131-ФЗ, закреплено за сельскими поселениями края Законом края от 26.11.2014 № 16.

В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее также – БК РФ):

дорожный фонд субъекта Российской Федерации создается законом субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации). Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации устанавливается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации;

муниципальный дорожный фонд создается в муниципальных образованиях, органы местного самоуправления которых решают вопросы местного значения в сфере дорожной деятельности, решением представительного органа муниципального образования (за исключением решения о местном бюджете). Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда устанавливается решением представительного органа муниципального образования.

1.1. Соответствие принятых нормативно-правовых актов края и муниципальных правовых актов законодательству Российской федерации в части формирования и использования средств дорожных фондов.

Дорожный фонд края создан Законом края от 21.12.2011 № 159 "О дорожном фонде Хабаровского края".

Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда края утвержден постановлением Правительства края от 30.03.2012 № 75-пр.

Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утвержден постановлением Правительства края от 17.05.2007 № 100-пр.

Нормативы денежных затрат на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения утверждены постановлением Правительства края от 30.12.2009 № 408-пр.

По состоянию на 1 января 2023 года дорожные фонды созданы в 227 муниципальных образованиях края (объектах совместного экспертно-аналитического мероприятия) отдельными решениями представительных органов муниципальных образований.

В нарушение пункта 5 статьи 179.4 БК РФ муниципальный правовой акт о создании дорожного фонда не принят в Ситинском сельском поселении муниципального района имени Лазо края.

Решениями представительных органов муниципальных образований края о создании дорожных фондов определены, в том числе источники их формирования и целевое назначение.

В нарушение пункта 5 статьи 179.4 БК РФ администрацией Георгиевского сельского поселения муниципального района имени Лазо края не установлен порядок формирования и использования бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда.

Согласно части 5 статьи 179.4 БК РФ объем бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда утверждается решением о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в размере не менее прогнозируемого объема доходов бюджета муниципального образования, установленных решением представительного органа муниципального образования:

от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащих зачислению в местный бюджет (далее – акцизы на нефтепродукты);

от доходов местных бюджетов от транспортного налога (если законом субъекта Российской Федерации установлены единые нормативы отчислений от транспортного налога в местные бюджеты) (далее – транспортный налог);

от иных поступлений в местный бюджет, утвержденных решением представительного органа муниципального образования, предусматривающим создание муниципального дорожного фонда (далее также – иные поступления).

Законом края от 26.12.2007 № 169 "Об установлении единых нормативов отчислений в бюджеты городских и сельских поселений, муниципальных районов и городских округов Хабаровского края от отдельных федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и региональных налогов, подлежащих зачислению в краевой бюджет" установлено, что:

в бюджеты сельских поселений края, входящих в состав муниципальных районов края, зачисляются доходы от транспортного налога, по нормативу 50,0 %;

в бюджеты муниципальных районов края зачисляются доходы от транспортного налога, взимаемого:

- на межселенных территориях – по нормативу 100,0 %;

- на территориях городских и сельских поселений, входящих в состав соответствующего муниципального района края, – по нормативу 50,0 %.

В нарушение пункта 5 статьи 179.4 БК РФ решением Совета депутатов Нельканского сельского поселения Аяно-Майского муниципального района края от 20.12.2019 № 18 "О бюджете Нельканского сельского поселения Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края на 2020 год и плановый период 2021-2022 годы" объем бюджетных ассигнований дорожного фонда на 2020 год занижен по отношению к прогнозному объему доходов от поступления транспортного налога в 2020 году на 146,00 тыс. рублей.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ к полномочиям муниципального образования в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения.

В нарушение пункта 5 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ) органами местного самоуправления 27 муниципальных образованиях края не утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения (приложение № 1 к Информации.

Согласно статье 14 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления на основании документации по организации дорожного движения, документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.

Частью 3 статьи 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ полномочиями на утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения (далее также – нормативы финансовых затрат) и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели наделен орган местного самоуправления.

В нарушение требований пункта 11 части 1 статьи 13, части 3 статьи 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ на момент проведения совместного экспертно-аналитического мероприятия органами местного самоуправления 180 муниципальных образований края не утверждены нормативы финансовых затрат и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели (приложение № 1 к Информации).

Таким образом, в нарушение части 2 статьи 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ в 180 муниципальных образованиях края формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в отсутствие утверждённых правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

1.2. Передача части полномочий по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения муниципальным районам края.

Информация о передачи части полномочий по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения по состоянию на 01.01.2023 представлена в приложении № 2 к Информации.

 

2. Оценка плановых и фактических показателей поступлений средств в дорожный фонд края и муниципальные дорожные фонды.

2.1. Полнота планирования объема бюджетных ассигнований дорожных фондов.

Законами о краевом бюджете и Решениями о местных бюджетах в первоначальной редакции бюджетные ассигнования дорожных фондов объектов экспертно-аналитического мероприятия на 2020-2022 годы утверждены в сумме 23 531 992,10 тыс. рублей (дорожный фонд края – 19 708 698,76 тыс. рублей, или 83,8 % от общего объема бюджетных ассигнований, муниципальные дорожные фонды – 3 823 293,34 тыс. рублей, или 16,3 %), в том числе по годам:

2020 год – в сумме 8 440 509,62 тыс. рублей;

2021 год – в сумме 7 159 425,96 тыс. рублей;

2022 год – в сумме 7 932 056,52 тыс. рублей.

Анализ исполнения дорожных фондов в 2020 – 2022 годах представлена в приложении № 3 к Информации.

Сводными бюджетными росписями края и муниципальных образований в окончательной редакции бюджетные ассигнования дорожных фондов на 2020-2022 годы утверждены в сумме 43 176 316,27 тыс. рублей, что больше на 19 644 324,17 тыс. рублей, или в 1,8 раза первоначальных плановых назначений, в том числе:

на 2020 год – в сумме 17 412 938,77 тыс. рублей, с увеличением на 8 972 429,15 тыс. рублей, или в 2,1 раза;

на 2021 год – в сумме 11 275 264,99 тыс. рублей, с увеличением на 4 115 839,04 тыс. рублей, или в 1,6 раза;

на 2022 год – в сумме 14 488 112,51 тыс. рублей, с увеличением на 6 556 055,98 тыс. рублей, или в 1,8 раза.

2.2. Анализ формирования дорожных фондов по источникам средств.

В анализируемом периоде объем поступлений в дорожные фонды объектов экспертно-аналитического мероприятия составил 41 049 308,58 тыс. рублей (дорожный фонд края – 34 962 170,61 тыс. рублей или 85,2 % от общего объема поступлений, муниципальные дорожные фонды – 6 087 137,97 тыс. рублей или 14,8 %), в том числе:

в 2020 году – 17 196 517,85 тыс. рублей;

в 2021 году – 10 979 684,20 тыс. рублей;

в 2022 году – 12 437 263,42 тыс. рублей.

Информация по источникам формирования средств дорожных фондов края представлена в приложении № 4 к Информации и на диаграммах.

 

Диаграмма 1

 

Диаграмма 2

Следует отметить, что 80 муниципальных образований края (39,8 % от общего числа объектов совместного экспертно-аналитического мероприятия) не привлекали средства краевого бюджета в муниципальные дорожные фонды, т.е. не привлекали дополнительные источники финансирования дорожной деятельности с целью приведения дорожной сети в нормативное состояние.

Согласно предоставленной информации объем бюджетных ассигнований дорожных фондов, не исполненных в предыдущем финансовом году, составил по состоянию на 1 января:

2020 года в сумме 1 563 534,58 тыс. рублей или 9,0 % общего объема средств, поступивших в дорожные фонды, в том числе дорожного фонда края – 1 377 750,66 тыс. рублей (9,0 %), муниципальных дорожных фондов – 185 783,92 тыс. рублей (9,4 %);

2021 года в сумме 1 533 192,90 тыс. рублей (13,8 %), в том числе дорожного фонда края – 1 250 618,66 тыс. рублей (13,6 %), муниципальных дорожных фондов – 282 574,24 тыс. рублей (14,8 %);

2022 года в сумме 1 276 091,69 тыс. рублей (10,1 %), в том числе дорожного фонда края – 932 911,27 тыс. рублей (9,0 %), муниципальных дорожных фондов – 343 180,42 тыс. рублей (15,6 %).

Наибольший объем бюджетных ассигнований дорожного фонда, неисполненных в предыдущем финансовом году, в общем объеме поступлений муниципального дорожного фонда приходится:

в 2020 году на дорожный фонд Охотского муниципального района края в размере 32 656,53 тыс. рублей или 56,5 % от общего объема поступлений;

в 2021 году на дорожный фонд Советско-Гаванского муниципального района – 23 062,38 тыс. рублей или 50,9 %;

в 2022 году на дорожный фонд городского поселения "Рабочий поселок Ванино" – 49 332,15 тыс. рублей или 72,1 %.

Следует отметить, что министерством транспорта и дорожного хозяйства края при формировании дорожного фонда края на 2022 год остаток средств дорожного фонда в размере 1 039 849,56 тыс. рублей, не использованного в 2021 году, учтен в размере 932 911,27 тыс. рублей. Согласно пояснениям министерства транспорта и дорожного хозяйства края объем бюджетных ассигнований дорожного фонда края в соответствии с пунктом 4 статьи 179.4 БК РФ уменьшен на отрицательную разницу между фактически поступившим и спрогнозированном объемом доходов бюджета края, учитываемых при формировании дорожного фонда края на 2021 год.

 

3. Оценка использования средств дорожного фонда края и муниципальных дорожных фондов.

3.1. Анализ направления финансирования расходов средств дорожных фондов.

Объем бюджетных ассигнований дорожных фондов, утвержденных сводными бюджетными росписями, за анализируемый период составил 43 176 316,27 тыс. рублей, кассовое исполнение – 39 784 255,13 тыс. рублей, или 92,1 %, в том числе по годам:

в 2020 году – 17 412 938,77 тыс. рублей, кассовое исполнение – 15 867 469,10 тыс. рублей, или 91,1 процента;

в 2021 году – 11 275 264,99 тыс. рублей, кассовое исполнение – 9 917 011,26 тыс. рублей, или 88,0 %;

в 2022 году – 14 488 112,51 тыс. рублей, кассовое исполнение – 13 999 774,77 тыс. рублей, или 96,6 %.

Свыше 95 процентов исполнения расходов дорожных фондов составили:

в 2020 году в 48 муниципальных образованиях края;

в 2021 году в 66 муниципальных образованиях края;

в 2022 году в 58 муниципальных образованиях края.

Наименьший процент исполнения по расходам муниципальных дорожных фондов составили расходы:

в 2020 году – Нанайского района (0,2 %), Советско-Гаванского района (0,1 %), сельского поселения "Село Калиновка" Ульчского района (0 %), Наумовского сельского поселения (0 %) и Улика-Национального сельского поселения Хабаровского района (0 %), сельского поселения "Село Тором" Тугуро-Чумиканского района (0 %);

в 2021 году – Верхненергенского сельского поселения Нанайского района (4,7 %), сельского поселения "Село Ухта" Ульчского района (3,2 %), сельского поселения "Поселок Морской" Охотского района (0 %), сельского поселения "Село Тором" Тугуро-Чумиканского района (0 %);

в 2022 году – Согдинского сельского поселения Верхнебуреинского района (4,0 %), Даттинского сельского поселения Ванинского района (2,9 %), сельского поселения "Поселок Этыркэн" Верхнебуреинского района (0,2 %), сельского поселения "Село Калиновка" Ульчского района (0 %).

Согласно пояснениям, данным в ходе экспертно-аналитического мероприятия, низкий уровень исполнения бюджетных ассигнований дорожных фондов муниципальных образований края за анализируемый период сложился ввиду:

- позднего поступления транспортного налога;

- отсутствия подрядных организаций;

- необходимости резервирования средств дорожных фондов на выполнение работ по содержанию дорог, предстоящих в январе-феврале следующих за отчетным периодом годов.

Информация по направлениям финансирования расходов средств дорожных фондов представлена в приложении № 5 к Информации.

В проверяемом периоде кассовые расходы, связанные с осуществлением дорожной деятельности составили 39 784 255,13 тыс. рублей, в том числе по годам:

в 2020 году в сумме 15 867 469,10 тыс. рублей, из них по направлениям:

проектирование, строительство и реконструкция автомобильных дорог – 8 372 787,36 тыс. рублей (52,8 % от объема расходов, произведенных в 2020 году);

предоставление субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края – 3 358 056,62 тыс. рублей (21,2 %);

ремонт автомобильных дорог – 2 077 972,61 тыс. рублей (13,1 %);

содержание действующей сети автомобильных дорог – 1 422 736,61 тыс. рублей (9,0 %);

обеспечение деятельности краевого учреждения, осуществляющего управление в сфере дорожного хозяйства – 403 368,09 тыс. рублей (2,5 %);

капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов – 113 078,34 тыс. рублей (0,7 %);

реализация мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения – 27 420,92 тыс. рублей (0,2 %);

приобретение специализированной техники для содержания автомобильных дорог – 17 902,51 тыс. рублей (0,1 %);

капитальный ремонт – 15 502,35 тыс. рублей (0,1 %);

иные мероприятия в части осуществления дорожной деятельности – 58 643,69 тыс. рублей (0,4 %).

Информация о кассовых расходах, связанных с осуществлением дорожной деятельности в 2020 году, представлена на диаграмме 3.

 

 

Диаграмма 3

В 2021 году в сумме 9 917 011,26 тыс. рублей, из них по направлениям:

проектирование, строительство и реконструкция автомобильных дорог – 3 437 402,57 тыс. рублей (34,7 % от объема расходов, произведенных в 2021 году);

предоставление субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края – 2 290 310,78 тыс. рублей (23,1 %);

капитальный ремонт – 102 945,66 тыс. рублей (1,0%);

ремонт автомобильных дорог – 1 824 908,48 тыс. рублей (18,4 %);

содержание автомобильных дорог – 1 625 219,15 тыс. рублей (16,4 %);

обеспечение деятельности учреждения, осуществляющего управление в сфере дорожного хозяйства – 322 770,31 тыс. рублей (3,2 %);

капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов – 148 165,62 тыс. рублей  (1,5 %);

приобретение специализированной техники для содержания автомобильных дорог – 45 433,04 тыс. рублей (0,5 %);

реализация мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения – 21 396,85 тыс. рублей (0,2 %);

иные мероприятия в части осуществления дорожной деятельности – 98 458,80 тыс. рублей (1,0 %).

Информация о кассовых расходах, связанных с осуществлением дорожной деятельности в 2021 году, представлена на диаграмме 4.

 

 

Диаграмма 4

 

В 2022 году в сумме 13 999 774,77 тыс. рублей, из них по направлениям:

проектирование, строительство и реконструкция автомобильных дорог – 4 880 773,31 тыс. рублей (34,9 % объема расходов, произведенных в 2022 году);

предоставление субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края – 2 548 176,98 тыс. рублей (18,2 %);

капитальный ремонт – 463 593,10 тыс. рублей (3,3 %);

ремонт автомобильных дорог – 3 212 526,02 тыс. рублей (22,9 %);

содержание автомобильных дорог – 2 084 011,32 тыс. рублей (14,9 %);

обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих управление в сфере дорожного хозяйства – 427 315,94 тыс. рублей (3,1 %);

капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов – 16 959,88 тыс. рублей (0,1 %);

приобретение специализированной техники для содержания автомобильных дорог – 34 762,61 тыс. рублей (0,2 %);

реализация мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения – 219 574,12 тыс. рублей (1,6 %);

иные мероприятия в части осуществления дорожной деятельности – 112 081,49 тыс. рублей (0,8 %).

Информация о кассовых расходах, связанных с осуществлением дорожной деятельности в 2022 году, представлена на диаграмме 5.

 

 

Диаграмма 5

Изменение структуры расходов средств дорожных фондов представлено на диаграмме 6.

 

 

Диаграмма 6

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ) в проверяемом периоде объектами мероприятия заключено 10 398 контрактов на сумму 13 105 749,59 тыс. рублей на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог (приложение № 6 к Информации), в том числе:

в 2020 году заключен 2 931 контракт (договор) с 1 570 подрядчиками на общую сумму 3 595 405,58 тыс. рублей, из них по:

содержанию автомобильных дорог – 1 494 192,52 тыс. рублей (2 326 контрактов (договоров) с 1 280 подрядчиками);

ремонту автомобильных дорог – 2 081 667,57 тыс. рублей (577 контрактов (договоров) с 272 подрядчиками);

капитальному ремонту автомобильных дорог – 19 545,49 тыс. рублей (28 контрактов (договоров) с 18 подрядчиками);

в 2021 году заключено 3 560 контрактов (договоров) с 1 896 подрядчиками на общую сумму 3 684 068,31 тыс. рублей, из них по:

содержанию автомобильных дорог – 1 713 346,21 тыс. рублей (2 892 контракта (договора) с 1 558 подрядчиками);

ремонту автомобильных дорог – 1 856 355,25 тыс. рублей (643  контракта (договора) с 322 подрядчиками);

капитальному ремонту автомобильных дорог – 114 094,31 тыс. рублей (24 контракта (договора) с 15 подрядчиками);

в 2022 году заключено 3 907 контрактов (договоров) с 1 937 подрядчиками на общую сумму 5 826 275,71 тыс. рублей, из них по:

содержанию автомобильных дорог – 2 186 477,87 тыс. рублей (3 182 контракта (договора) с 1 579 подрядчиками);

ремонту автомобильных дорог – 3 174 183,77 тыс. рублей (687  контрактов (договоров) с 335 подрядчиками);

капитальному ремонту автомобильных дорог – 465 614,07 тыс. рублей (38 контрактов (договоров) с 23 подрядчиками).

Согласно представленным объектами мероприятия данным в проверяемом периоде:

содержание автомобильных дорог осуществлялось в 197 муниципальных образованиях края. В четырех муниципальных образованиях края (Бикинский район, Солнечный район, Высокогорненское сельское поселение Ванинского района, Улика-Национальное сельское поселение Хабаровского района) содержание автомобильных дорог не осуществлялось;

ремонт автомобильных дорог осуществлялся в 118 муниципальных образованиях края или в 51,5 % муниципальных образований;

капитальный ремонт осуществлялся 14 муниципальными образованиями края или 6,1 % от общего числа.

Анализ предоставленных данных показал, что нормативы финансовых затрат, утвержденные органами местного самоуправления муниципальных образований, находящихся в границах одного района или в граничащих друг с другом районах, значительно отличаются друг от друга, информация о которых представлена в приложении № 7 к Информации.

Например, нормативы финансовых затрат по:

содержанию автомобильных дорог на 2022 год утверждены в:

Марусинском сельском поселении района имени Лазо в размере 1 394,00 тыс. рублей/км, в Могилевском сельском поселении – 26,27 тыс. рублей/км, что в 53,1 раза меньше, чем в Марусинском сельском поселении;

г. Вяземский – 2 317,76 тыс. рублей/км, в г. Бикине – 102,45 тыс. рублей, что в 22,6 раза меньше, чем в г. Вяземский;

ремонту автомобильных дорог на 2022 год утверждены в:

Амурском районе – 35 065,14 тыс. рублей/км, в Эльбанском городском поселении – 7 946,69 тыс. рублей/км, что в 4,4 раза меньше чем в Амурском районе;

Марусинском сельском поселении района имени Лазо в размере 8 659,00 тыс. рублей/км, в Могилевском сельском поселении – 63,42 тыс. рублей/км, что в 136,5 раза меньше, чем в Марусинском сельском поселении;

капитальному ремонту автомобильных дорог на 2022 год утверждены в:

районе имени Лазо – 14 944,21 тыс. рублей/км, в Вяземском районе – 1  540,14 тыс. рублей/км, что в 9,7 раза меньше, чем в районе имени Лазо;

Ульчском районе – 28 530,42 тыс. рублей/км, в Охотском районе – 13 888,10 тыс. рублей/км, что в 2,1 раза меньше, чем в Ульчском районе.

Сравнительный анализ нормативных и фактических затрат по содержанию и ремонту автомобильных дорог на 1 км автомобильных дорог общего пользования за анализируемый период показал следующее.

Фактические объемы расходов, направленные на содержание автомобильных дорог, в основном значительно ниже утвержденных нормативов финансовых затрат. Так, например:

в крае фактические расходы составили в:

2020 году – 275,97 тыс. рублей (ниже в 4,1 раза норматива финансовых затрат);

2021 году – 285,75 тыс. рублей (ниже в 4,1 раза норматива финансовых затрат);

2022 году – 417,84 тыс. рублей (ниже в 3,1 раза норматива финансовых затрат);

в Эльбанском городском поселении Амурского района фактические расходы составили в:

2020 году – 11,61 тыс. рублей (ниже в 82,3 раза норматива финансовых затрат);

2021 году – 14,26 тыс. рублей (ниже в 70,4 раза норматива финансовых затрат);

2022 году – 12,23 тыс. рублей (ниже в 86,3 раза норматива финансовых затрат);

Святогорском сельском поселении района имени Лазо фактические расходы составили в:

2020 году –42,98 тыс. рублей (ниже в 32,4 раза норматива финансовых затрат);

2021 году – 101,77 тыс. рублей (ниже в 13,7 раза норматива финансовых затрат);

2022 году – 83,60 тыс. рублей (ниже в 16,7 раза норматива финансовых затрат).

Фактические объемы расходов, направленные на ремонт автомобильных дорог, в основном значительно ниже утвержденных нормативов финансовых затрат.

Фактические объемы расходов, направленные на капитальный ремонт автомобильных дорог, в основном значительно ниже утвержденных нормативов финансовых затрат или вообще не осуществляются. Так, например:

в крае фактические расходы составили:

в 2020 году – 26,39 тыс. рублей (ниже в 106 раз норматива финансовых затрат);

в 2021 году – 27,11 тыс. рублей (ниже в 50,1 раза норматива финансовых затрат);

в 2022 году – 118,69 тыс. рублей (ниже в 12,9 раза норматива финансовых затрат).

Представленные данные свидетельствуют о том, что в целом финансирование расходов на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог по установленным нормативам финансовых затрат не соблюдается. Финансирование указанных расходов осуществляется не по установленным нормативам, а из расчета, предусмотренного в бюджетах объема финансирования данных работ.

В результате отсутствия финансирования расходов на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог у отдельных муниципальных образований края, а также несоблюдения финансирования расходов на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог установленным нормативам финансовых затрат в период 2020 – 2023 годов у муниципальных образований края в основном отсутствует положительная динамика сокращения протяженности автомобильных дорог местного значения, не соответствующих нормативным требованиям.

Так, согласно данным объектов мероприятия общая протяженность муниципальных автомобильных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, по состоянию на 01.01.2020 года составляла 1 882,0 км, а по состоянию на 01.01.2023 – 1 877,9 км (приложение № 8 к Информации).

При этом согласно информации, предоставленной администрацией Аяно-Майского муниципального района края, в рамках мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения администрацией Аяно-Майского муниципального района оплачены работы по ремонту кабинета "Безопасность дорожного движения" в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 1 "Северянка" с. Аян (далее – МКДОУ д/сад № 1 "Северянка" с. Аян) на сумму 1 500,00 тыс. рублей.

Согласно статье 179.4 БК РФ дорожный фонд – часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007    № 257-ФЗ дорожной деятельностью является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно статьей 2 Федеральному закону от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения представляет собой деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Статьей 12 данного Федерального закона определено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 Положения о дорожном фонде Аяно-Майского района, утвержденного Собранием депутатов района от 19.12.2019 № 114, средства дорожного фонда направляются на финансовое обеспечение работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию действующей сети автомобильных дорог и сооружений на них, в том числе на софинансирование расходных обязательств по приобретению специализированной техники для содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения, а также на мероприятия, направленные на повышение безопасности дорожного движения, которые имеют целевое назначение.

Согласно Уставу МКДОУ д/сад № 1 "Северянка" предметом деятельности детского сада является оказание муниципальных услуг по предоставлению гражданам общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Следовательно, МКДОУ д/сад № 1 "Северянка" с. Аян не является учреждением, осуществляющим управление в сфере дорожного хозяйства.

В нарушение статьи 179.4 БК РФ, статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ в сумме 1 500,00 тыс. рублей на оборудование кабинета "Безопасность дорожного движения" в МКДОУ д/сад № 1 "Северянка" с. Аян в соответствии со статьей 306.4 БК РФ является нецелевым использованием средств бюджета Аяно-Майского района.

Дебиторская задолженность, числящаяся на счетах министерства транспорта и дорожного хозяйства края и подведомственному ему учреждению, а также муниципальных образований края и подведомственных им учреждений, ответственных за дорожное хозяйство и осуществление дорожной деятельности, по средствам дорожных фондов увеличилась в анализируемом периоде на 162 804,34 тыс. рублей со 120 883,62 тыс. рублей (по состоянию на 01.01.2020) до 283 687,96 тыс. рублей (по состоянию на 01.01.2023). Информация о дебиторской задолженности представлена в приложении № 9 к Информации.

Основная сумма дебиторской задолженности по состоянию на 01.01.2023 приходится на министерство транспорта и дорожного хозяйства, а также на подведомственное ему учреждение – 282 122,16 тыс. рублей, или 99,5 процента от общей суммы дебиторской задолженности. Дебиторская задолженность, числящаяся на счетах министерства транспорта и дорожного хозяйства края по состоянию на 01.01.2023, носит текущий характер и связана с авансовыми платежами подрядным организациям в рамках заключенных государственных контрактов по объекту "Реконструкция автомобильной дороги Комсомольск-на-Амуре – Березовый – Амгунь – Могды – Чегдомын" в рамках федерального проекта "Региональная и местная дорожная сеть".

Следует отметить, что в анализируемом периоде наблюдается рост количества муниципальных образований края, имеющих на начало финансового года дебиторскую задолженность, с трех в 2020 году до 13 муниципальных образований в 2023 году с одновременным ростом дебиторской задолженности с 1 083,42 тыс. рублей (по состоянию на 01.01.2020) до 1 565,80 тыс. рублей (по состоянию на 01.01.2023).

3.2. Учет и характеристика автомобильных дорог, а также изменение протяженности автомобильных дорог.

В соответствии с утвержденными перечнями автомобильных дорог общего пользования общая протяженность автомобильных дорог объектов мероприятия по состоянию на 1 января 2023 года составила 9 197,3 км (приложение №  10 к Информации), из которых протяженность автомобильных дорог приходилась на автодороги:

II категории – 8,4 км (0,1 %)

III категории – 942,9 км (10,3 %);

IV категории – 2 659,3 км (28,9 %);

V категории – 2 165,8 км (23,5 %);

грунтовые – 3 420,9 км (37,2 %).

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации
от 28.09.2009 № 767 "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации" автомобильной дорогой:

II категории является автомобильная дорога с твердым покрытием, имеющая 2-4 полосы движения шириной 3,5-3,75 м каждая, и которая имеет пересечение в одном уровне с автомобильными дорогами и в разных уровнях с железными дорогами. Также к автомобильной дороге данного класса допускается доступ с примыкающих дорог в одном уровне;

III категории является автомобильная дорога с твердым покрытием, имеющая 2 полосы движения шириной 3,25-3,5 м каждая, и которая имеет пересечение в одном уровне с автомобильными дорогами и в разных уровнях с железными дорогами. Также к автомобильной дороге данного класса допускается доступ с примыкающих дорог в одном уровне;

IV категории является автомобильная дорога с твердым покрытием, имеющая 2 полосы движения шириной 3-3,25 м каждая, и которая имеет пересечение в одном уровне с автомобильными и железными дорогами. Также к автомобильной дороге данного класса допускается доступ
с примыкающих дорог в одном уровне;

V категории является автомобильная дорога с твердым покрытием, имеющая 1 полосу движения шириной 3,5-4,5 м, и которая имеет пересечение в одном уровне с автомобильными и железными дорогами. Также к автомобильной дороге данного класса допускается доступ
с примыкающих дорог в одном уровне.

Грунтовая дорога – автомобильная или тракторная дорога, не имеющая твердого покрытия, построенная из природного грунта или грунта
с добавками других материалов.

По состоянию на 1 января 2023 года наибольшая протяженность автомобильных дорог приходится на региональные дороги – 3 630,4 км или 41,7 % от общей протяженности автомобильных дорог.

Среди муниципальных образований края наиболее протяженная сеть автомобильных дорог приходится на Верхнебуреинский район – 672,4 км или 7,7 % от общей протяженности автомобильных дорог.

В соответствии с предоставленной информацией по состоянию на 1 января 2023 года (приложение № 11 к Информации):

4 479,9 км автомобильных дорог, или 53,9 % от общей протяженности дорог, учтенных в реестрах имущества, находятся в казне муниципальных образований;

3 827,4 км автомбильных дорог закреплены на праве оперативного управления (46,1 %), из них 3 630,4 км приходится на региональные дороги, которые в полном объеме закреплены на праве оперативного управления, 197,0 км приходится на муниципальные дороги.

В течение анализируемого периода общая протяженность автомобильных дорог снизилась в целом на 390,5 км, или на 4,2 %. Изменение протяженности автомобильных дорог в анализируемом периоде произошло в связи с:

передачей автомобильной дороги Хабаровск – Лидога – Ванино с подъездом к г. Комсомольску-на-Амуре в федеральную собственность;

отражением действующих дорог в реестрах муниципального имущества;

проведением кадастровых работ и инвентаризации;

оформлением в собственность бесхозяйных дорог, в том числе по решениям судов.

Согласно подпункту 4 пункта 9 раздела IV Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 № 402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог", в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.

В соответствии с пунктом 4.2.1 "ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации", введенного в действие с 08.09.2016 приказом Росстандарта от 31.08.2016 № 1004-ст (далее также – ГОСТ 33388-2015), паспортизация автомобильных дорог выполняется на основе технического учета, по результатам которого предусматривается получение полной информации о наличии автомобильных дорог, их протяженности, техническом состоянии, качестве, степени износа отдельных конструктивных элементов, информации о наличии и состоянии инженерного оборудования, обустройства и обстановки дорог, линейных зданий и сооружений. Данные паспортизации используются для учета дорог, оценки их состояния и рационального планирования работ по дальнейшему развитию дорожной сети. Они могут являться исходной информацией для диагностики автомобильных дорог.

На основании пункта 4.2.2 ГОСТ 33388-2015 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. По существу, технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы.

В нарушение пункта 4.2.2 ГОСТ 33388-2015 не обеспечено наличие технических паспортов, составленных в соответствии с ГОСТ 33388-2015, на 1 677,5 км автомобильных дорог регионального и местного значения, или на 18,6 % от общей протяженности автомобильных дорог в соответствии с утвержденными перечнями, в том числе:

министерством транспорта и дорожного хозяйства края на 532,4 км автомобильных дорог регионального значения;

администрациями 74 муниципальных образований края на 1 145,1 км автомобильных дорог местного значения.

Следует отметить, что администрациями 154 муниципальных образований края, или 67,2 % от общего количества объектов мероприятия, технические паспорта составлены на все автомобильные дороги в соответствии с утвержденными перечнями автомобильных дорог.

 

Приложение: информация о результатах экспертного мероприятия на 120 л. в 1 экз.

По результатам контрольного мероприятия Контрольно-счетной палатой Хабаровского края направлены информационные письма:

- Губернатору Хабаровского края.

- в Законодательную Думу Хабаровского края.